Прототип — это модель будущего бронзового изделия, выполненная в натуральную величину на основе заранее разработанного эскиза.
Для создания прототипов можно использовать:
гипс;
металл;
полимерную глину;
пластилин;
дерево.
Все прототипы создаются вручную. В тех случаях, когда нужно изготовить масштабные модели с большим количеством сложных деталей, фигурка делается разборной. Когда прототип готов, к нему прикрепляют специальную систему с каналами для подачи бронзового расплава.
Первый этап производства изделий из бронзы — создание силиконовой рабочей матрицы с литниковой питающей системой. Она состоит из каналов и полостей для подачи расплавленного воска.
После застывания воскового расплава получается восковка — модель будущего изделия из металла. Чтобы упростить извлечение восковки, рабочая матрица заранее разрезается определённым образом.
Подача расплавленного воска в силиконовую форму осуществляется под давлением. За счёт этого материал равномерно заполняет рабочую матрицу так, чтобы исключить образование воздушных пузырьков в теле изделия. После остывания воскового расплава матрица снимается.
По линии разъёма рабочей матрицы может образоваться облой — это излишки материала, которые портят внешний вид заготовки. Поэтому при очистке отливки облой обрубается.
Иногда при заливке расплавленного воска в форме могут остаться пузырьки воздуха. Их наличие считается дефектом, поэтому восковки с воздушными пузырьками отбраковываются. Для этого в литейных мастерских используется метод просвечивания. Качественные восковки полируются и отправляются на следующий этап.
Используя одну и ту же матрицу, за час мастер может создавать до пяти одинаковых заготовок.
Прежде чем выполнить отливку скульптуры из бронзы, нужно создать для неё специальную литейную форму.
В начале работы изготавливают необходимое число восковок, которые закрепляют на вертикально установленной оси под углом 45 градусов. В результате этого процесса получается своеобразная «ёлка», «ветви» которой направлены вверх.
Теперь можно приступать к созданию керамической формы. Для этого готовую «ёлку» закрепляют на резиновом основании, а поверх этой конструкции устанавливают опоку. Опока — это специальное приспособление, которое используется в литейном деле. Опока представляет собой огнеупорный металлический короб без дна — он служит ограничителем при заливке гипсовой смеси.
Гипсовая смесь, залитая в опоку, занимает всё свободное пространство между нанизанными на «ёлку» восковками. Однако в ней остаются воздушные пузырьки, которые могут привести к разрушению гипсовой формы или появлению трещин после застывания смеси.
Поэтому опоку с «ёлкой» и залитой гипсовой смесью отправляют в вакуумную камеру для удаления пузырьков воздуха и последующего затвердевания гипса.
После того, как гипс стал твёрдым, перед мастером ставится новая задача — из полученной формы нужно извлечь восковки. Для этой цели конструкция нагревается до определённой температуры, воск расплавляется и вытекает из формы.
На этом подготовка формы для художественного литья бронзовых скульптур не заканчивается. Ей нужна закалка, так как температура плавления бронзы составляет 1000°С и может разрушить литейную форму, не прошедшую температурную обработку.
Закалка проводится при температуре 1300°С в течение 24 часов. При этом форму сначала постепенно нагревают, а затем — медленно остужают.
После того как гипсовая форма прошла закалку и приобрела устойчивость к воздействию высоких температур, в неё заливают расплав бронзы. В течение всего времени отливки в мастерской должен непрерывно поддерживаться заданный температурный режим. Это обязательное условие для создания качественных изделий. При отливке больших тиражей процесс их производства может занимать несколько суток.
Формы, заполненные расплавом бронзы, сразу же перемещаются в вакуумную камеру для удаления воздушных пузырьков. Изделия, прошедшие вакуумизацию, поступают на охлаждение — это быстрый процесс, который занимает от 15 до 20 минут.
Остывшие формы разбивают, действуя предельно аккуратно, чтобы не повредить бронзовые отливки.
Готовые изделия:
отделяются кусачками от «ёлки»;
отмываются от остатков гипса;
вымачиваются в специальном растворе для удаления накала — в некоторых случаях его может не быть, тогда этот этап пропускается.
Прежде чем попасть к покупателю, бронзовые изделия должны пройти предпродажную обработку — именно после неё они приобретают красивый внешний вид.
На извлечённых из формы изделиях остаются литники — маленькие металлические «хвостики», которыми они крепились к «ёлке». Литники удаляют с помощью бормашин, а оставшиеся после них «заусенцы» полируются вручную.
Чтобы удалить остатки окалины с поверхности изделий, мастер помещает фигурки на станок с латунными щётками. Они быстро, качественно и бережно очищают заготовки.
Готовые бронзовые изделия отличаются мягким золотистым блеском. Этот эффект создаётся с помощью:
текстильных полировальных кругов;
полировочных паст;
специальных пропиток.